Как вы знаете, индустрия разработки программных продуктов почти все время своего развития была сосредоточена на более гарантированной, более быстрой поставке ожидаемого результата бизнесу.
Если в 1970 году была придумана каскадная модель разработки (1976 — появился термин “водопад”), с ее годичными циклами релизов (раньше не умели выпускать быстрее), то уже в 1995 году был официально представлен Scrum, с циклами выпуска 1-4 недели (на тестовый стенд, с сохранением релизной политики, но тем не менее).
Дальше был Kanban, с его единичным потоком ценности, с фокусом проектной группы на максимально быстрый выпуск в production каждого отдельного требования, каждой заявки от бизнеса.
Но что интересно, это все же не привело к идеальному результату — даже научившись быстро поставлять, мы сталкиваемся с неудовлетворенностью бизнеса (или рынка).
В чем же она?
В том, как мы реагируем на изначальные запросы, формулируем vision продукта и общаемся с заказчиками.
Есть такой термин, “снять требования”. Подумайте сейчас о своем проекте — не так ли происходит работа ваших аналитиков и разработчиков? Провести ряд интервью с заказчиками, понять, что именно они хотят, и взять это в работу. Разве не так?
Проблема заключается в том, что наши заказчики — это далеко не конечные пользователи. Они такие же как мы, сидят в том же офисе, ходят обсуждать идеи в те же переговорки — и так же, как и мы, знают не очень много о будущих реальных пользователях продукта.
А ведь они будут либо любить наш продукт и постоянно работать в нем, принося тем самым прибыль компании, либо ненавидить его.
С 2009-2010 годов индустрия разработки ПО сфокусировалась на новом для себя направлении — управлении продуктами. LeanStartup. Пусть вас не пугает название, startup в данном случае — это как раз новый продукт или услуга, нуждающиеся в подтверждении конечными пользователями / рынком.
В LeanStartup есть отличные инструменты для понимания нужд целевой аудитории (конечных пользователей продукта). Например, LeanCanvas — инструмент командного составления и валидации бизнес-модели нового продукта, его жизнеспособности на рынке.
Именно он позволяет нам достаточно быстро понять, насколько хороши наши идеи и структурированно составить гипотезы об их востребованности рынком. Еще до того, как начнется аналитика и разработка.
Must read для любого человека, работающего в сфере разработки программных продуктов — выдержка из книги «Running Lean» by Ash Maurya про первичный инструмент (артефакт) любого современного проекта — LeanCanvas.
Очень подробное описание, на очень простом английском. Прочитайте, не пожалеете. Мы пользуемся этим инструментом каждый раз, при создании нового продукта или даже просто разработки крупной заявки от бизнеса.
Что самое привлекательное в этом инструменте — это возможность привлекать к нему людей абсолютно разных уровней — от простого разработчика в джинсах и майке до солидного акционера крупной компании, в дорогущем костюме и с личным водителем.
Прочитайте, попробуйте применить у себя в проекте — и если будут вопросы — спрашивайте :)